Над нами смеются навзрыд небеса
читать дальше
· Меч должен быть длиной от пола до хара (в кэндо – до груди).
· Рукоять меча (цука) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).
· Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции (маай).
· Меч (бокэн, иайто, синай, катана) должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.
Как держать меч
· правая рука перед цуба (у лезвия);
· левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);
· расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);
· правая рука направляет [и останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;
· кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);
· направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара;
· рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;
· блоки делать жёстко: <Ха-а!>
Осанка, перемещение, удары
Осанка
· затылок, шея спина – на одной прямой;
· голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;
· не нагибать корпус вперёд;
· зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);
· на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).
Перемещение (основа основ, второй урок)
· параллельно полу; голова на одном уровне;
· плечи не перекашивать;
· осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);
· передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;
· передняя голень перпендикулярна полу.
Удары
· Сила удара складывается из:
§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна);
§ момента инерции при закрутке бедер;
§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);
§ толчка правой рукой ?
· Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:
§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);
§ крепкий и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;
§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;
§ правильный и мощный киай в момент удара.
· удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.
· большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;
· при ударе – ноги в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;
· начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).
Советы учителя, чёрных поясов, старших учеников
Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.
Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).
Воля
· Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]
· Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух. Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться. Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]
· Ленивые умирают. [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]
· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]
· Враг должен трепетать. [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]
Стратегия
· Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]
· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]
· Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]
· Вы с противником должны быть как «на верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли.]
Сознание
· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне]
· Дзансин, киай. Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]
· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]
Динамика
· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]
· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.
· Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]
· Голову не так легко срубить, как кажется. [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]
· Меч должен быть длиной от пола до хара (в кэндо – до груди).
· Рукоять меча (цука) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).
· Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции (маай).
· Меч (бокэн, иайто, синай, катана) должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.
Как держать меч
· правая рука перед цуба (у лезвия);
· левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);
· расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);
· правая рука направляет [и останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;
· кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);
· направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара;
· рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;
· блоки делать жёстко: <Ха-а!>
Осанка, перемещение, удары
Осанка
· затылок, шея спина – на одной прямой;
· голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;
· не нагибать корпус вперёд;
· зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);
· на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).
Перемещение (основа основ, второй урок)
· параллельно полу; голова на одном уровне;
· плечи не перекашивать;
· осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);
· передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;
· передняя голень перпендикулярна полу.
Удары
· Сила удара складывается из:
§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна);
§ момента инерции при закрутке бедер;
§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);
§ толчка правой рукой ?
· Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:
§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);
§ крепкий и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;
§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;
§ правильный и мощный киай в момент удара.
· удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.
· большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;
· при ударе – ноги в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;
· начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).
Советы учителя, чёрных поясов, старших учеников
Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.
Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).
Воля
· Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]
· Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух. Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться. Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]
· Ленивые умирают. [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]
· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]
· Враг должен трепетать. [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]
Стратегия
· Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]
· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]
· Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]
· Вы с противником должны быть как «на верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли.]
Сознание
· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне]
· Дзансин, киай. Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]
· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]
Динамика
· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]
· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.
· Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]
· Голову не так легко срубить, как кажется. [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]